Мнение эксперта

РЫНОК ТРУДА УПРАВЛЕНЦЕВ: УВИДЕТЬ В КРИЗИСЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Экспертный опрос от МИМ и EMPLOYMENT

Эксперт: Виктория Задиора,

бизнес-тренер,
«Центр Томалогии»

На мой взгляд, первая волна сокращений, которая прошла осенью 2008 г., больше коснулась рядовых сотрудников. Вторая же волна сокращений (январь–февраль 2009 г.) уже более серьезно затронула топ-менеджеров, поскольку в некоторых компаниях это были глобальные сокращения целых подразделений.
Спрос на топов сейчас, безусловно, снизился – как и уровень заработных плат для специалистов такого уровня. Т.к. прибыль многих компаний и их выживание в трудных условиях зависит от продаж, то по-прежнему многие компании нуждаются в коммерческих директорах и директорах по продажам. Упал спрос на маркетологов и HR-руководителей.
Политика компаний относительно зарплат для топов, конечно, изменилась. Во многих компаниях очень кардинально, и часто это продиктовано не финансовым положением компании, а именно ситуацией на рынке труда. Благодаря тому, что на рынке появились «свободные» топы, многие руководители стали проводить в действие политику «Могу платить столько… Не нравится, будем менять» Звучит достаточно жестко, тем не менее, это так. Бонусы и премии часто снимаются или значительно урезаются, расходы на мобильную связь и медицинское страхование также сокращаются.
Что касается политики работодателей относительно обучения и развития топов, отмечу: в тех компаниях, в которых ранее обучали, не отказываются от обучения и сейчас. Там же, где ранее обучали по необходимости, т.к. рынок труда диктовал такую потребность как конкурентное преимущество для привлечения специалистов, естественно, стали экономить на обучении.
В целом могу порекомендовать топ-менеджерам, ищущим работу сегодня, стратегию «уверенности в себе и своих силах». Какие бы времена ни были и какие бы работодатели не встречались, всегда ценились и будут цениться профессионалы.