Мнение эксперта

РЫНОК ТРУДА УПРАВЛЕНЦЕВ: УВИДЕТЬ В КРИЗИСЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Экспертный опрос от МИМ и EMPLOYMENT

Эксперт: Юрий Маевский,

директор финансовой компании «СОЮЗ ИНВЕСТ К»

На мой взгляд, тенденции сокращений на украинском рынке коснулась в большей мере рядовых сотрудников, нежели менеджеров высшего звена.

Во-первых, сокращение расходов на оплату труда за счет персонала является наиболее продуктивным и быстрым методом снижения затрат и, соответственно, повышения ликвидности предприятия. Как правило, под «жернова» снижения расходов (cost reduction) попадают те сотрудники, которые не обладают уникальными знаниями/навыками для данного предприятия, или их  «уникальность» в сегодняшних реалиях уже не актуальна.

Во-вторых, смена топа всегда сопряжена со временным риском дестабилизации в трудовом коллективе, изменением системы работы и т.д., а как следствие, с угрозой падения продуктивности труда со всеми вытекающими отсюда последствиями. В кризисных ситуациях менеджмент высшего звена сокращают только при реструктуризации предприятия в рамках его санации (закрытие нерентабельного бизнес-направления) либо при наличии систематических и «критичных» ошибок в управлении. Как говорят в народе, по причине «профнепригодности».

В целом, в условиях изменений, спрос на управленцев низкий, так как сегодняшний бизнес в большей мере беспокоит выживание, а не развитие. Исключение из правил – профессиональные кризис-менеджеры и топы контркризисных направлений (бизнесов, которые в силу своей специфики активно развиваются на фоне общего падения – например, специализирующаяся на успокаивающих препаратах фармацевтика, производители шоколадных изделий и т.д.).

Наибольший же спрос, на мой взгляд, сегодня наблюдается на «универсальных» топов (менеджеры высшего звена, которые могут объединить управление несколькими сферами компании – например генеральный директор (CEO), выполняющий функции финансового директора (CFO)).

Что касается зарплатной политики компаний по отношению к топам, она также изменилась. Годовой доход менеджеров высшего звена в среднем снизился на 30–40 % (в долларовом эквиваленте). Но на данное снижение в большей мере повлияла экономическая ситуация, а не политика компаний.

Кроме того, обучение топов стало одной из первых статей в бюджетах, которая была существенно уменьшена. Но это касается только общеобразовательных и долгосрочных программ (МВА, CFA, ACCA, CIPA и т.д.), поскольку краткосрочные специализированные антикризисные программы, наоборот, щедро оплачивались.

Политика компаний относительно удержания топов, на мой взгляд, не изменилась. Скорее, поменялось отношение  менеджеров высшего звена к своим рабочим местам – они стали более «дорогими» для управленцев.

Текущая ситуация сменила акценты и в системах подбора топов. Теперь, вероятно, компании отдают предпочтения опытным прагматичным «хозяйственникам», а не молодым и амбициозным новаторам.

В то же время, в инструментарий поиска и подбора менеджеров высшего звена влияние кризиса не внесло кардинальных изменений. Единственное, что изменилось – это стоимость применения  данного инструментария. На пике бурного развития бизнеса поиск и подбор топов напоминал «шпионские игры» с трех- и четырехзначными долларовыми гонорарами рекрутеру или хедхантеру. Сейчас получить те же услуги можно по адекватным ценам, в сжатые сроки и на том же профессиональном уровне.                

На мой взгляд, профессиональный портрет сегодняшнего топа выглядит следующим образом: опытный, прагматичный «хозяйственник», модератор (т.е. человек, умеющий создать благоприятный климат в команде), досконально понимающий все бизнес-процессы вверенной ему компании, принимающий решения, логичные с позиций финансового и управленческого учета.

Требования к управленческим компетенциям кризисная ситуация диктует минимум в двух плоскостях одновременно. То есть сегодняшний топ, помимо классических знаний и навыков, должен обладать успешным опытом применения инструментов прикладной психологии, таких как конфликтология, модераторство и мотивация. Применение этих инструментов очень важно, так как ни одно антикризисное решение (как правило, «болезненное») не будет эффективным в «депрессивном» трудовом коллективе.                

Кроме того, замечу: в любой экономической ситуации топ, прежде всего,  должен понимать систему процессов своей компании/направления, чего без профильного высшего образования достичь очень тяжело. Но знания должны быть актуальными и, самое главное, применимыми. Я считаю, что достичь необходимого уровня знаний, а также продемонстрировать их работодателю, помогут системы национальной и международной сертификации. Например, для генерального директора это MBA, EBC*L и CFA, финансового директора – это ACCA, CIPA, IFA, а для директоров по маркетингу и продажам – ISMM и т.д.

Наличие у кандидата полноценного бизнес-образования говорит об актуальности и комплексности его знаний. Для применимости же полученных знаний нужен успешный практический опыт.

Говоря о карьерных стратегиях, эффективных на данный момент, я посоветовал бы управленцам «в активном поиске» обратить внимание прежде всего на контркризисные направления бизнеса, которые и сегодня продолжают развиваться.