Мнение эксперта

РЫНОК ТРУДА УПРАВЛЕНЦЕВ: УВИДЕТЬ В КРИЗИСЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Экспертный опрос от МИМ и EMPLOYMENT

Эксперт: Елена Кравченко,

директор компании «Бизнес. Маркетинг. Технологии»,

бизнес-консультант, бизнес-тренер

В первую очередь сокращения связаны с отраслями, в которых остро ощущается нехватка ресурсов и притока денежных средств: строительство (особенно жилищное), банки и страховые рынки с широкой филиальной сетью и акцентом стратегии на потребительские кредиты, производство и торговля, печатные СМИ. А также бизнесы, которые выполняют вспомогательные функции (те же тренинговые компании).

Учитывая пропорциональное соотношение, конечно, в большей мере сокращения касаются рядовых сотрудников. Но они также происходят и среди управленцев.

Сейчас собственники возвращаются к процессу управления и отказываются от услуг привлеченных менеджеров. Однако в подобных перемещениях всегда есть «глубинные» причины, которые просто обострились кризисом и необходимостью менять приоритеты.

В первую очередь сократили тех, кто был принят в компанию накануне кризиса и не завершил прохождение испытательного срока. Затем – тех, чья деятельность напрямую не связана с доходом и денежными приходами, обслуживающего персонала и тех, кто, по мнению руководства, является в каком-то смысле «роскошью» для компании и в связи с изменениями не загружен работой (например, НR-менеджеры, PR-менеджеры). Насколько это оправдано – спорный вопрос.

Естественно, сокращаются те, кто, по видению руководства компании, менее продуктивен и полезен в соотношении «цена-качество» или «цена-эффективность». В определенном смысле кризис заставил произвести ревизию, подумать об эффективности. Ведь по мере развития предприятия происходит бюрократизация, и структура раздувается. Сейчас приходится вносить коррективы и думать об оптимизации, объединении и замещении функций.

Касательно спроса на управленцев, отмечу: востребованность специалистов в продажах всегда была, есть и будет. Но сейчас акцент делается на результативность специалиста в сложных условиях и при ограниченных ресурсах. Для маркетинга и HR-направления важно, насколько управленец, помимо своих функциональных и управленческих качеств, обладает умением поддерживать и воодушевлять людей.

Наблюдается еще один интересный момент – тенденция объединения функций управленцев. Например, совмещение коммерческих функций и направления маркетинга, является естественным. А вот объединение функций директора по развитию, который занимается работой с персоналом и продвижением продуктов (HR и маркетинг), довольно оригинальна и, с моей точки зрения, перспективна – при наличии специалиста, который хорошо знает обе сферы. Мне самой всегда было интересно подобное сочетание функций, поэтому наша компания, например, работает в этих направлениях – управленческий и маркетинговый консалтинг.

Конечно, из-за нехватки ресурсов и тотальной экономии происходит уменьшение зарплат как топов, так и рядовых сотрудников. Оно происходит либо за счет того, что зарплата фиксируется в гривне, либо компенсируется по заниженному курсу. Другой вариант – это пропорциональное уменьшение зарплаты на какой-то процент. Часто снимаются премиальные пакеты и остаются ставки. В самых печальных случаях происходит все перечисленное.

Кроме того, сейчас компании особенно заинтересованы в топах, которые уже прошли обучение и в реальных условиях могут обеспечить достижение определенных результатов, способных действовать креативно и находить эффективные решения.

Планы на обучение преимущественно либо переносятся, либо на время замораживаются, и остается только то, что необходимо сейчас. Но в этом вопросе руководство компании нередко следует стереотипам, часто просто не зная о возможностях отдельных продуктов. Например, тренинги по выработке стратегии развития компании (или стратегия продвижения торговой марки) и консолидации команды могут выработать видение новых путей развития.

Сейчас массово происходит изменение акцента с развития, ориентации на будущее, в настоящее, на стратегию выживания. Естественно, это является ограничением. В то время как именно сейчас, когда конкурентное поле ослабло, можно совершить рывок, найти новые ниши на рынке.

В вопросе удержания топов, как мне кажется, все зависит от предприятия, его собственников и особенностей ситуации. Несмотря на то, что высвобождается большое количество специалистов, в том числе управленцев, возрастает ценность тех, кто работает на результат, инициативен, стрессоустойчив, ответственен и работоспособен, привносит ощутимый вклад в развитие компании. И если собственники ощущают и осознают ценность топа, они заботятся, чтобы он дорожил своей работой и чувствовал себя защищенно. Если этого не происходит, его в конечном и итоге, теряют.

Внешняя ситуация заставляет собственников подумать о критериях оценки управленца, о приоритетах в его задачах. Грамотный и эффективный управленец не останется без работы – это по-прежнему наиболее востребованная вакансия.

В условиях подбора топов рекрутинговыми компаниями произошел пересмотр и уменьшение расценок. Одна из причин – снизились зарплаты, которые являются основой при начислении гонорара за подбор. При этом практически все рекрутинговые компании сделали обязательной предоплату, которая является страховочной и не возвращается в случае, когда заказчик меняет свои планы, а работа по поиску проделана.

Если говорить о процедуре поиска, на данный момент сложность подбора управленцев заключается в умении грамотно и квалифицировано отбирать специалистов данной категории и учитывать особенности организационной культуры предприятия. Ведь чтобы грамотно отобрать управленца, нужно не только быть психологом-практиком, иметь знания и опыт организационного консультанта, но и иметь управленческий опыт, а это – редкость в рекрутинге. Соискателей сейчас стало больше, но их «качество» по-прежнему не очень высоко, что повышает ценность умения качественно диагностировать и отбирать. Среди управленцев (особенно в коммерческом направлении) очень много тех, кто умеет производить впечатление. Ведь продажи и умение презентовать – это их базовая компетенция. И чтобы докопаться до сути, нужно приложить много усилий и обладать обширными знаниями и опытом, умением работать со статусными людьми.

Чтобы найти жемчужину сейчас, приходится затратить больше времени и сил.