Артем Бєлєнков (PMD'11), SmartFarming: «Україна має всі передумови стати технологічним агрохабом»

Несмотря на то, что в информационном пространстве охотнее всего обсуждают вклад IT-сектора в экономику страны, одним из ключевых кормильцев Украины является сельское хозяйство. При этом аграрный сектор – не только в Украине, но и во всем мире – сильно отстает в инновациях от других. Основная причина этого – то, что в сфере задействовано в основном население в возрасте 50-60 лет, которое «с опаской» относится к новым технологиям. Но в последние несколько лет аграрный бизнес все же стал посматривать на инновации и пробовать экспериментировать, в том числе с точным земледелием, большими данными, дистанционным зондированием – трендовыми технологиями последних лет. 

В Украине такой интерес связан с тем, что несколько лет назад маржинальность в отрасли и так была высокой, но по мере ее падения именно технологии позволяют сделать бизнес более эффективным. Появились инновационные компании, решения которых будут полезны аграриям. Одна из них – компания SmartFarming, которая уже несколько лет занимается внедрением инноваций в украинском сельском хозяйстве. Редакция AIN.UA решила узнать у основателя компании, Артема Беленкова, какие именно инновации нынче нужны сельскому хозяйству и что происходит в этой сфере сейчас.
 
 
Справка о компании
 
Основатель: Артем Беленков.

Чем занимается: внедрение инноваций в сельском хозяйстве «под ключ»: точное земледелие, мониторинг состояния посевов, управление земельным банком и техникой.

Сколько лет на рынке: 4 года.

Клиенты: МХП, ИМК, ФридомФарм, Харвист, Агриком, ГринТим, Агроинвестгрупп и другие.

Сайтsmartfarming.com.ua
 
 
Взять максимум с каждого гектара
 
 
У SmartFarming есть два якорных направления деятельности: управление земельным банком и решения для точного земледелия.

Одно из основных направлений деятельности компании — точное земледелие. Это продукт в рамках глобального тренда, который может быть востребован и в Украине, и за пределами страны. По оценкам AgFunder и RolanBerger, глобальный рынок точного земледелия составляет 5-6 млрд и ежегодно растет на 20-30%. Появляются новые игроки, причем не только из агросферы. Это производители оборудования, средств защиты растений, посевного материала, инвестиционные фонды, агрохолдинги, R&D-центры, государственные учреждения. Основные направления инноваций – использование дронов, навигации, программных решений, в том числе удаленный сбор данных при помощи датчиков и анализ полученных данных при помощи технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.

В этом направлении SmartFarming позиционирует себя как компания, которая внедряет точное земледелие под ключ, будучи и консультантами, и интеграторами, и создателями IT-продуктов. 
 
«Раньше мы преимущественно продавали продукты наших партнеров, зарабатывали на комиссии. Сейчас от этого отказались. Как правило, сегодня уже все агропредприятия что-то купили. Несистемно приобретаются метеостанции, датчики, автопилоты, современные агрегаты. Обычно на выходе получается полная каша. Клиент через несколько лет понимает, что он потратил сотни тысяч евро на какие-то решения, но работники ими не пользуются как следует. Потому что боятся, не умеют, не хотят, заангажированы, потому что это им обрезает какие-то «левые» доходы. Эта проблема формирует негативный имидж инноваций как таковых. Мол, тот ставил – не получилось, тот ставил – не заработало. А люди просто бездарно потратили деньги. Подбор конкретного решения в этой сфере – второстепенный вопрос. Здесь есть не продуктовая ценность, а системная и консалтинговая. Мы выстраиваем процессы, отчетность, KPI's. Без этого ни одна инновация в сельском хозяйстве в принципе не заходит».
 
В отличие от управления землей, где компания работает «на территории» юридических и аудиторских фирм, в точном земледелии игроков хоть отбавляй. Среди своих конкурентных преимуществ SmartFarming выделяет экспертизу в обработке данных, так как у компании уже есть большой опыт в создании алгоритмов обработки картографической информации. Кроме того, у SmartFarming большой опыт работы с клиентами и партнерства в области переоборудования техники, а также системное понимание рынка. Артем уверен, что в агросфере внедрение одного продукта, без изменения бизнес-процессов, логики принятия решений и обучения персонала, ничего не даст, так как даже сами клиенты не всегда понимают, какой результат хотят увидеть. Целевая аудитория в этом сегменте – средние компании. Крупные зачастую заказывают собственные разработки, а внедрение продуктов в небольших компаниях сопряжено с теми же ресурсными затратами при меньшем «выхлопе». Привлекать «маленьких» клиентов SmartFarming планирует тогда, когда они запустят SaaS-платформу. В таком случае потребуется меньше ресурсов на создание ценности.
 
 
Как укротить хаос украинского землеуправления
 
 
Второй продукт – это чисто украинская история, которой нет нигде в мире. Так как в нашей стране нет прозрачного земельного рынка, и агрохолдинги обрабатывают свои массивы по договорам аренды, управление землей представляет собой хлопотный процесс. У крупного холдинга, который обрабатывает, к примеру, сотню тысяч га земли, таких договоров – десятки тысяч. У каждого своя специфика, риски, статус, сроки – количество данных об участках в рамках одно холдинга уже тянет на Big Data. «Управлять этой информацией сложно, учитывая низкий уровень квалификации персонала и его вовлеченность в процесс, низкую стоимость труда , – рассказывает Артем Беленков. – Грамотные специалисты в этой области если и есть, то обычно работают недолго. Они либо демотивируются, либо начинают зарабатывать «параллельно». И если раньше для холдингов это была не самая важная проблема, так как цена вопроса не влияла на картину в целом, то сейчас ситуация обратная».

Артем – выходец из финансового сектора. К пониманию того, как необходимо внедрять инновации в сельском хозяйстве, пришел во времена работы в инвестиционной сфере. Большой контраст в использовании сложных продуктов в управлении бизнесом в сфере инвестиций и в сфере сельского хозяйства сразу обратил на себя внимание. Но когда Артем принял решение о том, чтобы заняться инновациями в сельском хозяйстве, выяснилось, что на самом деле аграриям нужно не готовое коробочное решение, которое можно установить и забыть. Проблема с технологичностью намного глубже. Перед внедрением ПО агробизнесу необходимо отстраивание бизнес-процессов с учетом структуры управления компанией, возможностей технологий, компетенций сотрудников. Вопрос выбора «коробки» в этой ситуации – уже вторичен. Ключевой услугой компании в управлении землей является аудит и консалтинг. Опыт компании подсказал, что существовавшие на рынке «коробочные» решения были сложными и не всегда оптимальными. Поэтому разработка и внедрение профильного программного обеспечения стало логичным продолжением стратегии внедрения управления земельным банком под ключ. 
 
Идея продукта в целом – предоставлять информацию об активах в том виде, в котором она будет полезна руководителям аграрного бизнеса, обеспечить сбор и обработку ключевых данных, автоматизацию основных процессов. На сегодняшний день компания SmartFarming внедряет профильные геоинформационные системы для учета земельных активов и договоров аренды. Следующий шаг – разработка и интеграция CRM-системы для управления отношениями с собственниками земли, а также разработка BI-интерфейса, который объединит всю информацию из этого блока. Этим компания будет заниматься под крышей TCDC, резидентом которого является.

«Мы сейчас дорабатываем геоинформационные системы. Но руководству они все равно не дают полной информации для принятия решения. Для менеджмента среднего звена – да. Карты, отчеты – все это нужно. А для руководства необходим BI: графики, диаграммы, которые дают возможность погружаться от общей сводки по холдингу до конкретного предприятия, села, сотрудника или контрагента. Находить проблемы и ответственных, ставить задачи людям. Мы выстраиваем учет, это показывает риски и ситуацию, но не дает понять, насколько все управляемо. Все зависит от того, как на выходе контрагенты, которых сотни, тысячи, десятки тысяч относятся к компании. Поэтому мы и создаем еще и CRM-систему. Условно говоря, у компании может «выпадать» договор аренды на 5 га, но если посмотреть, на кого влияет владелец этих 5 га, то окажется, что это итого 500 га. Мы должны это чувствовать и понимать». 
 
 
Сила больших данных
 
 
Помимо этого, SmartFarming работает над единым порталом, где собрана и унифицирована картографическая и аналитическая информация. Компания организовывает crop-туры – исследования биологической урожайности с/х культур, сотрудники ездят по полям и заверяют спутниковые данные с фактическими на местности, анализируют данные клиентов, добавляют свои. Цель портала – разработка алгоритмов с помощью больших данных и машинного обучения и выявления факторов, влияющих на урожайность, предоставление рекомендаций.
 
 
Нет бренда – нет бизнеса
 
 
Помимо консалтинга и системного подхода украинская агросфера требует еще одной вещи – продвижения собственного бренда. По мнению Артема, у нашей страны есть все предпосылки для того, чтобы стать технологическим агрохабом. «Почему те же Голландия и Израиль являются высокотехнологическими странами с точки зрения IТ-решений, а мы – нет, но у нас есть все для этого – инженеры, айтишники, агро, есть масштабы для реализации крупных масштабных продуктов», – размышляет Артем. Но без бренда дела не будет. Поэтому SmartFarming с коллегами по индустрии инициировали создание проекта AgTech Ukraine.
 
 
 
Материал подготовлен при поддержке TCDC и K.Fund
 

 Central and East European Management Development Association (CEEMAN)