«Африка хорошо заряжает на изменения»

Куратор международного модуля программы SE-MBA Бизнес-школы МИМ в ЮАР Вадим САВЕЛЬЕВ - о программе визита и возможностях для бизнеса, которые он дает

01 апреля 2019

“Какими бы ни были твои ожидания, попав в Южную Африку, ты понимаешь, что все не так, как ты себе представлял”, — рассказывает преподаватель Бизнес-школы МИМ и руководитель международного модуля программы Senior Executive MBA Бизнес-школы МИМ в ЮАР  Вадим Савельев.

В ЮАР параллельно существуют два мира. “Белый мир  — экономически успешен, а вот население в трущобах — за чертой бедности”, — говорит Савельев.

Страна объединяет черты, близкие как развитым экономикам, так и странам третьего мира и считается одним из самых перспективных мировых рынков. На ее долю приходится около 28% ВВП африканского континента, 40% промышленной и 30% сельскохозяйственной продукции.

При этом, в ЮАР немало проблем, близких украинским реалиям —  коррупция и безработица и экономическое неравенство.

Несколько лет подряд Бизнес-школа МИМ проводит в ЮАР модуль для слушателей программы Senior Executive MBA. Накануне вылета в Кейптаун руководитель группы Вадим Савельев рассказал о том, чем отличается африканский бизнес от украинского и что ожидает слушателей программы в этом году.

 - Мало кто планирует подобную поездку самостоятельно. Поехать в европейскую страну неподалеку и посетить там любую школу — легко. Но мало кому приходит в голову отправиться на другой край земли в Южную Африку.

Обучение в ЮАР очень влияет в эмоциональном плане — все, что там происходит, далеко от рутинного бизнес-процесса в Украине. Эта стажировка — хорошая возможность подумать о новых смыслах и контекстах.

В Африке прекрасная среда для зарождения идей о том, как нужно перестроить модель управления, чтобы масштабировать бизнес.

По итогам прошлогодней стажировки в Украине даже запущен и успешно развивается проект одного из слушателей курса наше курса SE-MBA.  

— Расскажите о партнерах Бизнес-школы МИМ в ЮАР?

- Обучение сосредоточивается на вопросах, которые актуальны в глобальном масштабе. Но они преподносятся через призму практик африканских компаний. Если говорить о тематиках, много внимания уделяется дигитализации, вопросам управления людьми, устойчивого развития бизнеса.

В рамках программы мы сотрудничаем с двумя партнерами. В Йоханнесбурге — партнер Gordon Institute of Business Science (GIBS), в Кейптауне — University of Stellenbosch Business School. Институт GIBS входит в топ-50 лучших бизнес-школ мира и является лучшей бизнес-школой в Африке по версии Financial Times, а университет Stellenbosch занимает 39 позицию рейтинга института Аспена.

Это - школы с мировыми именами, которые предоставляют контент высочайшего качества. Кроме того наши группы посещают крупнейшие африканские компании.  

— Какие именно предприятия посещают слушатели курса?

- Обычно мы подбираем экскурсии таким образом, чтобы слушатели посетили разные предприятия в разных индустриях, которые пересекаются с их интересами: логистические компании, финансовые компании, производители, ресторанные бизнесы.

— Есть ли специфика культуры бизнеса в Африке?

- Подобно тому, как у нас есть три понимания слова запрещено: «запрещено, но иногда можно», «нежелательно», «не лезь, убьет», в Африке есть три понимания слова "сейчас".

К срокам они относятся достаточно свободно.

— Это ваша вторая поездка. Какие открытия вы сделали лично для себя с прошлогодней?

- ЮАР — страна, которые рушит стереотипы. Когда ты отправляешься туда, у тебя есть определенные ожидания. Но попав в Африку, ты понимаешь, что все не так, как ты себе представлял.   

ЮАР  мало с чем можно сравнить. Там мало небоскребов. Если говорить о Кейптауне, то єто город с достаточно низкой застройкой.

Отправляясь в Африку, многие ожидают увидеть тотальную бедность. Хотя в Кейптауне этого нет. Только ты отходишь чуть в стороны, видишь тауншипы — и понимаешь, что тебя окружает совсем другой мир.

Кстати, после посещения ЮАР в прошлом году я полностью переписал курс, который называется «Поведение потребителя». Африка хорошо заряжает на изменения.

— Расскажите какую группу сейчас везете, какой бизнес они представляют?

- Сложно объединить наших слушателей по какому-то признаку. Все они — успешные управленцы, собственники бизнеса, которые многого достигли и хотят двигаться дальше. Им интересны истории масштабных бизнесов, управление персоналом.

— По вашему опыту, что в программе международного модуля находит наибольший отклик у слушателей?

Слушатели программы SE-MBA в Бизнес-школе МИМ — сформировавшиеся люди со своей системой ценностей и интересов. Поэтому каждый из них находит свою точку включения в чем-то абсолютно уникальном.

— Участие в зарубежном модуле — еще и прекрасная возможность попутешествовать. Планируются ли экскурсии, развлекательные поездки?

- Внеучебные активности организовываются самими слушателями — поэтому каждый раз отличаются. В прошлом году ребята ездили на водопад Виктория, в сафари, кто-то летал на вертолетах, кто-то погружался в клетках в водоем с акулами.