Гаджетомания, геймификация и как это меняет потребительское поведение

26 февраля 2018

В связи с выходом новой книги “Непреодолимые” Адама Альтера от издательства Book Chef, состоялась вторая встреча книжного бизнес-клуба “Метафора” в бизнес-школе МИМ. Темой встречи стало обсуждение такого понятия как “гаджетомания” через призму рабочих взаимоотношений.

Делились своим мнением, видением ситуации и опытом приглашенные эксперты: Валентин Калашник, владелец и генеральный директор OSDirect, Денис Мельников, главный по гаджетам в компании “Киевстар”, и Елена Рубанец, директор отдела HR сети Watsons Украина. Модератором мероприятия стал Вадим Савельев, постоянный преподаватель МИМ, бизнес-консультант.

Геймификация и повседневной жизни

Как заметил Вадим Савельев, ярким примером потребительского поведения можно считать эксперимент с голубями. Суть его состоит в проверке чувствительности птиц к вовлечению с помощью непредсказуемости результата (элементов игры) в процессе кормления. Вопреки здравому смыслу, птицы наиболее активно включились в процесс в той группе, где количество нажатий на кнопку кормушки выдавало каждый раз разное количество зерен, либо не выдавало их вовсе.
Непредсказуемость результата и стирание четких граней между процессами поглощает наше внимание в парадоксальных масштабах. На каких ежедневных занятиях пользователи “подвисают” чаще всего? Согласно многочисленным исследованиям, это проверка электронной почты, беглый просмотр ленты новостей, социальных сетей, автовоспроизведение видео. Обратите внимание, что ни одно из этих действий нельзя довести до конца. По мнению экспертов, именно наша потребность в завершенности используется для получения максимального вовлечения в процесс.

Теория поколений: правда или вымысел?

Теория Штруаса про цикличность поколений и их различия вызвала жаркие дискуссии между экспертами книжного клуба “Метафора”.

Валентин Калашник отметил сложности в работе с молодым поколением из-за так называемой “вакцинации против сложностей”, неспособности трудиться и выполнять рутину, узконаправленности мышления и отсутствия элементарных знаний с лейб-мотивом “это можно загуглить”.

В то же время, эксперт отметил, что современные реалии способствуют большей автономности сотрудников. Если раньше для получения результатов нужно было договариваться, решать и вкладывать время и усилия в социальные связи, то сегодня многое можно сделать самому.

Такую же “капсульность” мышления студентов отметил и Вадим Савельев.

А вот Денис Мельников считает узкоориентированность поколения — преимуществом и весьма рациональной чертой:
“А я не понимаю, что в этом плохого? Да, все можно найти в поисковике. Зачем тратить время на изобретение велосипеда? Мне лично кажется, что новое поколение более эффективно именно из-за открытости к новому и заточке строго на решение определенного вопроса.”

Прозвучала также идея о том, что неспособность молодого поколения на выполнение рутинных задач — лишь реакция социума на технологическую автоматизацию.
Елена Рубанец поделилась опытом работы в отделе, состоящем из представителей трех различных поколений. По мнению HR-директора, такое совмещение интеллектуальных и творческих способностей настолько разных людей открывает для компании новые возможности, дает конкурентное преимущество.

Игровые методы в работе
Работает ли геймификация как средство стимулирования сотрудников?

В сети Watsons есть такое понятие, как индекс счастья сотрудников, целью которого стоит выяснение удовлетворенности коллег жизнью в целом. Нельзя говорить про счастье и эффективность на работе, исключая события за ее пределами.

“В каком бы ключе не обсуждалась система KPI, она весьма эффективна. Мы используем этот инструмент для включения азарта и вовлечения сотрудников в рейтинговые списки,” — Денис Мельников о мотивации сотрудников “Киевстар”.

Вадим Савельев подвел итог встречи словами:
“Социальные перемены и вездесущий гейм-мод — хорошо или плохо? Это вопрос без ответа. Наверное, истина традиционно находится где-то посредине. Но стоит учесть, что процесс изменений в любом случае необратим.”

Завершилось мероприятие награждением авторов самых интересных вопросов из зала новыми книгами.

Следующая встреча книжного клуба затронет темы из бестселлера “Sapiens” Юваля Ноа Харари, а также “Управление изменениями” Ицхака Адизеса.

К апрелю издательством BookChef совместно с МИМ будет издан ряд книг по финансам и социальным сетям.