Комплаенс как залог прозрачных условий ведения бизнеса: дебаты в МИМ

17 мая 2018

Комплаенс - тренд, который активно внедряется в мире и в Украине в частности. Зачем бизнесу следить за соответствием внутренним и внешним требованиям, как сформировать отдел комплаенс и что это даст организации - вопросы, которые рассматривали ведущие эксперты, представители украинских и международных компаний в ходе «Дебатов лидеров», которые прошли в МИМ 15 мая.

Дебаты стали частью программы Business Integrity Week 2018 (Недели деловой доброчестности), организаторами которой выступили Всеукраинская сеть доброчестности и комплаенс (UNIC) и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Украине. Участниками обсуждения стали: Партнер по аудиту и развитию бизнеса Baker Tilly Гагик Нерсесян, Заместитель Руководителя Службы комплаенс «Нафтогаз» Светлана Мудренко, Руководитель юридического департамента, Уполномоченное лицо по вопросам борьбы с коррупцией «Фарма Старт», группа компаний Acino Ирина Головкова, Юридический советник Eleks Андрей Волос, Финансовый директор Oriflame Украина Леся Курилко, Директор по комплаенс «Киевстар» Татьяна Кирик и Директор, управление рисками KPMG в Украине Елена Исаева. Модерировала встречу Екатерина Глазкова, исполнительный директор Союза украинских предпринимателей.

«Вопросы, которые выносятся на обсуждение в течение недели деловой доброчестности, являются основополагающими для понимания, как должен развиваться украинский бизнес в соответствии с основными трендами развития мирового бизнеса», - отметил Алексей Виноградов, вице-президент Бизнес-школы МИМ, который открывал Дебаты.

Комплаенс является одним из таких трендов. В контексте украинских реалий, когда условия ведения бизнеса далеки от прозрачности и открытости, внедрение и контроль соответствия предпринимательской деятельности законодательству, нормативным актам, высоким корпоративным и этическим стандартам крупных международных бизнес-структур являются чрезвычайно актуальными.

«Идеи честности и прозрачности бизнеса мы передаем не только нашим слушателям, но и всем, кто в орбите МИМа. Это неотъемлемая часть нашей философии - помогать развивать отечественный бизнес, улучшать условия для него, пропагандировать высокие стандарты предпринимательской деятельности», - добавил Алексей.

«Методики комплаенс требуют не только исполнения, но и постоянных корректировок в соответствии с законодательными и иными изменениями. - сказал Гагик Нерсесян. - Одна из задач комплаенс офицера - приведение этих методик в соответствие нормативно-правовой базе. Если же речь идет о больших транснациональных компаниях, в задачи комплаенс офицера добавляется адаптация политики и методики комплаенс материнской структуры к условиям локального бизнеса. В зависимости от масштабов организации эти функции может выполнять один человек или сразу группа специалистов. В конце концов, такие усилия со стороны бизнеса формируют прозрачность, прозрачность - это залог доверия к другим участникам рынка, партнерам, контрагентам. А там, где есть доверие, есть эффективность и прибыль для бизнеса. Это неразрывная взаимосвязь».

«Сейчас в Украине комплаенс является важным для компаний, которые привлекают иностранные инвестиции, получают IBRD-кредиты или имеют международные проекты. Остальной бизнес работает в рамках осторожного соблюдения законодательных норм. Однако комплаенс - это более широкое понятие, которое переходит в этические нормы», - отметила Ирина Головкова.

Пока частный бизнес еще решает, приобщиться ли к тренду доброчестности, методики компаенса внедряют государственные организации. В частности опытом создания комплаенс-отдела с участниками обсуждения поделилась Светлана Мудренко. По ее словам, внедрения комплаенс-функции в «Нафтогазе» является правительственной инициативой, предопределенной требованиями международных кредиторов. «Комплаенс как явление, культура комплаенса являются новыми для многих и непонятными. Именно поэтому для их эффективного внедрения необходима поддержка высшего менеджмента, который должен демонстрировать, что разделяет эти идеи и принципы, и постоянная коммуникация между всеми сотрудниками компании», - резюмировала госпожа Мудренко.

Business Integrity Week, в рамках которого проходили Дебаты, продлится до 18 мая включительно. В фокусе мероприятий Недели рассмотрение вопросов сочетание эффективного управления бизнесом и деловой доброчестности.