Круглый стол в МИМ-Киев «Образование в эпоху индустрии 4.0»

19 апреля в Бизнес школе МИМ-Киев состоялся круглый стол «Образование в эпоху индустрии 4.0», который продолжил серию обсуждений вопросов и вызовов, которые ставит перед нами четвертая промышленная революция. В мероприятии приняли участие представители власти, науки и бизнеса.

20 апреля 2016

Открытие круглого стола началось со вступительного слова президента МИМ-Киев Ирины Тихомировой. Она представила участников, и озвучила основные вопросы, которые поставила перед обществом эра Индустрии 4.0. «В эпоху четвертой промышленной революции образование требует изменений» - с этой ключевой тезисы начала свое выступление Ирина Олеговна. Одной из причин этого процесса она назвала новое поколение «миллениалов», то есть людей, которые родились в эпоху развития информационных технологий и не знают жизни без интернета. «Миллениалы» нуждаются иного процесса обучения, так ценят личную свободу и ориентированы на самореализацию. «Цель современного образования понять и удовлетворить потребности молодежи», - подытожила Ирина Олеговна.

Далее президент МИМ-Киев передала слово депутату Верховной Рады Украины, председателю Временной специальной комиссии ВРУ по вопросам будущего, заместителю председателя Комитета по вопросам науки и образования Алексей Скрипнику. «Образование изменилось не с точки зрения форм, а изменилась сама суть образования. Важно корректировать не только процесс, а ценности которые оно несет. Появились люди другого поколения и главными критериями, кроме среза знаний, стали готовность человека быстро учиться, его умения и навыки. Мир изменился и нужно это принять, мы должны быть гибкими», - сказал Алексей Алексеевич.
Василий Григорьевич Кремень, Президент Национальной академии педагогических наук Украины, доктор философских наук, профессор, академик и экс-министр образования и науки Украины, с точки зрения ученого и политика, выделил проблемы, которые на сегодня существуют в образовании, а именно: низкий уровень финансирования, снижение престижа педагогических профессий. «На сегодня, мало дать знания, стоит научить личность учиться, и научить использовать знания на практике. «Homo sapiens» - человек, обучающейся всю жизнь», - отметил Василий Григорьевич. Также он подчеркнул важность образовательных процессов. Демократия в обучении, развитие системы ценностей, побуждение к самореализации ребенка, подготовка человека приспособленного к миру, и конкуренции в нем - задача современного образования. По словам Василия Григорьевича, демократическое общество не там где демократический президент, а там где достаточное количество критической массы людей, которая способна жить в демократическом обществе.
Следующий спикер - Екатерина Юрченко, Ведущий ученый Национального института стратегических исследований, к.э.н., заслуженный экономист Украины, представитель Hub 4.0, анонсировала ряд форумов, которые будут посвящены Индустрии 4.0, осенью 2016 года. «Четвертая индустриальная революция характеризуется тотальной интеграцией всех процессов. Именно поэтому, важно сейчас понять, какие стратегии развития страны в будущем нам нужны, где место нашей страны в мировом пространстве, и кто те люди, которые будут жить в эту эпоху».
Богдан Рублев, профессор факультета кибернетики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, акцентировал на потере страной талантливой молодежи, и принципиальном отличии наших IT-специалистов от, например, китайцев и индусов. «Как только решение задачи требует творческого подхода, здесь наши дети лучшие!» - сказал Богдан Рублев. Также он отметил недостатках ЕГЭ, которое с одной стороны уравнивает возможности абитуриентов, а с другой не позволяет дать объективную оценку уровню знаний и развития личности.
Виталий Курило, народный депутат Украины, председатель наблюдательного совета Луганского национального университета им. Т.Г. Шевченко, в поддержку предыдущего спикера добавил, что «ЕГЭ уничтожает естественный и математический направления в образовании». Также он подчеркнул важность создания гибридного образования, которое предусматривает сочетание очной формы обучения с дистанционной, и необходимость сотрудничества вузов с производствами, где студенты смогут получить практические навыки по своей специальности.
Говоря о кризисе образования, Денис Довгополый, основатель Kyiv StartUp week, видит проблему в том, что люди прошлого обучают людей будущего. «В течение следующих десяти лет образованию нет никаких шансов остаться в том виде, в котором оно есть сейчас», - отметил Денис.
О цели существования системы образования предлагал задуматься Валерий Фищук, представитель компании Cisco. Он считает, что термин «система образования» и «технологии», должны быть отождествлены, поскольку вокруг нас ИТ-тренды с которыми мы должны объединиться для создания качественного человеческого капитала. Интернет - догма, поскольку с его помощью лучшие преподаватели могут читать свои лекции огромной аудитории по всей стране. По словам Валерия Фищука, нашей проблемой является то, что у нас учителя ХХ века преподают по методикам ХІХ, детям XXI века.

Евтушенко Виктория, директор по продажам "Intel" в Украине и СНГ, рассказала о возможностях пилотных проектов ориентированных на ознакомление детей с ІТ технологиями и повышения квалификации преподавателей посредством внедрения новых методик обучения. Она продемонстрировала видеоролик о том, как современные технологии способствуют развитию и самореализации детей.

Надежда Омельченко, директор по кадровой политике Группы компаний «Октава Капитал», подняла вопрос психологической готовности выпускников к работе по специальности. Она предложила проводить тестирование на профориентацию еще в школе, ведь со студентами это делать уже поздно. «Менее 20% студентов Украины хотят создавать собственный бизнес и развивать его; к сожалению, на сегодня мы видим тенденцию «работа ради работы», - отметила Надежда Омельченко. Кроме этого ею была отмечена важность поддержки женщин в ИТ сфере.
Шовкопляс Оксана, заведующий учебно-методической лаборатории электронного обучения Сумского государственного университета, отметила, что в Украине отсутствует даже четкое определение «электронного обучения». Она поддержала тезисы предыдущих спикеров, о важности развития навыков учиться самостоятельно. По ее мнению высшая цель на сегодня - изменить роли и функции преподавателя, и создать гибридную форму обучения, сочетающую дневную и дистанционную. «Ученик не емкость, которую нужно заполнить - он факел, который нужно зажечь», - сказала Оксана Шовкопляс.
Олег Михайлов, директор по развитию Ассоциации предприятий промышленной автоматизации Украине (Аппа), также согласился, что учиться в течение всей жизни - главная навык современного человека. Кроме того Олег Михайлов рассказал о том, в каких специалистах нуждается Украина в эпоху индустрии 4.0, прежде всего это профессиональные инженеры-продавцы (Sales Engineer).
Валерия Заболотная, руководитель проекта Unit Factory представила революционную модель обучения - «Школа 42». Основатели проекта ориентируются на онлайн обучение и уничтожают проблему низкой мотивации индивидуального обучения. Особенностями учебного заведения Unit Factory является отсутствие преподавателей и оценок в привычном нам понимании. Отбор студентов происходит в так называемом «бассейне», где по принципу «утони, или плыви» студенты сразу приступают к решению конкретных задач. Кроме получения знаний, важно и коммуникационный формат работы, поскольку, проверка чужих достижений и помощь коллегам - неотъемлемые составляющие процесса обучения. Обязательным условием бесплатного обучения в Unit Factory является то, что после его окончания студент обязан отработать в Украине минимум три года. «Мы не хотим стать точкой роста для других стран», - отметила во время презентации Валерия Заболотная.
В общем все участники круглого стола определили самообразование как важнейший навык в современном мире 4.0. И главной задачей на сегодня является создание глобальной стратегии развития образования, которое понимает современные потребности и может их удовлетворить.


Фотоотчет события


Бизнес школа МИМ-Киев продолжает обсуждение вопросов, которые ставит перед нами эра Индустрии 4.0. Мы верим, что создавая платформу для дискуссии между представителями науки, власти, бизнеса, мы делаем вклад в развитие образования в Украине.