МВА - строить бизнес вдолгую

Александр Сударкин об изменениях в программе Executive MBA в МИМ

11 июня 2020

“На МВА мы учим думать наперед. Это больно, это сложно, но это меняет мировоззрение и дает совсем другой результат и в бизнесе, и в жизни”, - говорит Александр Сударкин. В июне 2020 он занял должность директора программы Executive MBA в МИМ.

В интервью он рассказал, как МВА помогает уйти от мышления мелкого предпринимателя и построить масштабный бизнес, почему разовые бизнес-тренинги под потребность создают у предпринимателя лишь кашу в голове, а также о том, что теперь в программе МВА от МИМ будут чаще применяться самые свежие украинские бизнес-кейсы

 

Каким самым главным навыком должен обладать бизнесмен? Он должен уметь решать слабоструктурированные бизнес-задачи.

Когда предпринимателю надо принять какое-то решение, ему никто не раскладывает ситуацию, как в учебнике. Например, тут мы используем метод “рыбьей кости”, а тут надо решить такую-то задачу из финансового анализа. Так не бывает. В бизнесе и в жизни, чтобы применять те или иные управленческие инструменты, нужно научиться видеть их необходимость и уместность.  

И поэтому обновленная программа МВА будет заточена под то, чтобы научить решать задачи, актуальные для слушателей сейчас и в будущем.  

Для начала мы основательно пересмотрим начинку программы. Но речь не о том, чтобы создавать МВА с нуля. Курсы и дисциплины, которые входят в состав программы, регулируются международными ассоциациями АМВА и CEEMAN, аккредитации в которых у нас есть. 

Что же мы будем делать? Мы усилим программу, взяв самые свежие бизнес-кейсы из практики украинского и международного бизнеса. Для этого мы сейчас проводим опрос среди наших слушателей и выпускников о том, что у них болит в бизнесе, и какие знания и навыки нужны, чтобы эти боли решить. Это станет одной из изюминок обновленной программы.

Кейс-метод

С чем традиционно сталкиваются те прогрессивные преподаватели, которые используют кейс-метод? С тем, что подготовка полноценного кейса, например, по гарвардским стандартам - это десятки часов работы. Собираешь информацию, изучаешь, структурируешь, анализируешь, погружаешься в ситуацию. Это почти как написать книгу.

При этом мы просто можем сильно опаздывать во времени. Некоторые кейсы, которые сейчас изучают в бизнес-школах, основаны на событиях 70-80 гг. С одной стороны, они нужны. Они полезны. Через решение кейсов вырабатываются компетенции. А потом эти компетенции помогают решать уже реальные задачи из жизни, сегодняшние и завтрашние. С другой стороны, из-за этого отставания, некоторые задачи, с которыми сталкиваются наши слушатели прямо сейчас, могут быть еще не рассмотрены ни в одном кейсе. И это беда. 

Мировые тренды в большинстве случаев до нас докатываются с определенной задержкой. Наши преподаватели читают литературу и изучают свежие кейсы из тех же Штатов, потому что, с большой вероятностью, через 2-3 года они станут актуальны у нас. Например, на одной из программ в МИМ мы рассматриваем относительно свежий кейс по гендерному равенству в управленческих командах. Для Украины это только-только начинает становиться актуальным. Хотя для США это текущая реальность, игнорировать которую нельзя никак. В нашей же бизнес-среде пока на это можно закрывать глаза. 

Но наши слушатели, изучая такие примеры, понимают, что они работают не на вчера и не на сегодня. Они работают на завтра. 

Онлайн карантинный и не только

С началом кризиса мы впрыгнули в трехмесячный эксперимент - продолжать обучение в условиях социальных ограничений. Мы не останавливались ни на день. Как и всем, нам помог Zoom. Кроме того, мы переработали формат подачи материала. Лекции стали более короткими, с четкой пошаговой структурой. И преподаватели и слушатели за этот период освоили множество полезных онлайн-навыков и мы планируем использовать это в обновленном формате нашего курса МВА. 

Многие наши слушатели сейчас спокойнее соглашаются на учебу через Zoom, потому что управляли бизнесом во время карантина они тоже через Zoom. И их сотрудники вполне успешно работали через Zoom.  Если можно работать через Zoom, то можно и учиться через Zoom. 

Для бизнес-школы онлайн-формат расширил возможности в работе с гостевыми спикерами. В офлайне даже с теми, кто живет в Киеве, есть сложности. Человеку надо вырвать время из расписания не только на саму лекцию, а и на логистику, потом вписаться в киевский трафик… Понятно, что с зарубежными топовыми спикерами сложности растут в геометрической прогрессии. Сейчас же, для того, чтобы такому спикеру прочитать лекцию в МИМ, достаточно нажать одну кнопку. 

МВА или курсы-тренинги 

Учиться в бизнес-школу идут талантливые управленцы в бизнесе. Они хотят разобраться. Они хотят понять. Они хотят чего-то добиться. Они уже походили по тренингам и поняли, что от несистемного обучения, когда один тренер противоречит второму тренеру, тот противоречит третьей книге, а четвертый противоречит фактам - в голове каша. 

И, чтобы от всего этого получить пользу, человеку надо практически создать самому под себя целостную образовательную программу из разрозненных тренингов. В принципе, это возможно. Но есть нюансы. 

Во-первых, бизнесмен может даже не подозревать, что у него есть потребность в каком-то конкретном курсе. А во-вторых, не все нужные курсы есть в виде тренингов. Например, совсем недавно наш преподаватель Михаил Кухар выпустил на открытый рынок курс по макроэкономике. Где вы видели тренинги по макроэкономике? Их просто нет. Но без макроэкономики системное понимание бизнеса невозможно. У человека просто не будет нужного мировоззрения. Он обречен оставаться мелким предпринимателем, мыслить, как мелкий предприниматель - делать сегодня, чтобы получить завтра. А делать сегодня, чтобы получить через год - для этого нужны фундаментальные знания, которые и дает бизнес-школа. 

И именно за это человек платит солидные деньги, когда идет на МВА. Хотя, если посчитать всю ту начинку, которую мы даем в программе, и попробовать собрать хоть какой-то аналог из разных  тренингов, возможно, второе будет даже дороже.