О стратегических изменениях и стратегии изменений

Короткое резюме встречи слушателей программы SE-MBA с Игорем Смелянским

02 мая 2019

Модернизация Укрпошты продолжается: предприятие сменило 95% руководящего состава, обновило шестую часть автопарка и взяло курс на компьютеризацию всех отделений. О стратегических изменениях национального оператора почтовой связи и стратегии изменений на встрече со слушателями программы SE MBA рассказал гендиректор предприятия Игорь СМЕЛЯНСКИЙ.

Игорь Смелянский — первый гендиректор национального почтового оператора, который не называл получение прибыли приоритетной задачей:  «Я считаю, что в компании, где в отделениях обваливаются крыши, используются устаревшие машины и компьютеры и не работает инфраструктура, сосредотачиваться только на получении прибыли неправильно. Лучше покупать машины и компьютеры — и получить больший доход в будущем».

Поэтому с 2016 года основным приоритетом Укрпошты стало обновление устаревшего материального фонда. В течение двух предыдущих лет предприятие инвестировало в это 400 млн. В этом году на эти же нужды у Укрпошты запланировано всего 60 млн. «На балансе предприятия больше 20 000 компьютеров. Компьютер живет в среднем пять лет. То есть каждый год нужно покупать хотя бы 4000 штук — для того, чтобы обновлять те, что есть. Нам же достался фонд компьютеров старше 10 лет», — комментирует Смелянский.

Руководитель Укрпошты отмечает, этот квартал стал первым, в котором предприятие получило прибыль. «Несмотря на рост выручки, прошлый год мы закончили с убытком 500 миллионов гривен. Одна из наших услуг — доставка пенсий. Тариф на эту услугу не менялся с 2004 года.  Нам государство покрыло расходы на доставку пенсий — мы начали получать прибыль».

Кроме того, значительную долю бюджета Укрпошты составляет зарплатный фонд. Поэтому повышение минимальной зарплаты значительно ударило по финансовым показателям предприятия. «Когда я пришел в Укрпошту в 2016 году, зарплата почтальона была 1550 гривен. В 2019 году минимальная зарплата почтальона составила 4173. А тариф на доставку пенсий не изменился».

До назначения на пост главы Укрпошты Смелянский работал в компании KPMG в Нью-Йорке. Он признается, что в Украине во всем нужно разбираться в малейших деталях. Гендиректор Укрпошты приводит в пример услугу Smartbox, которую недавно ввели на предприятии. Теперь каждый украинец может приобрести фирменные коробки разных размеров, стоимость доставки которых не зависит от веса и уже включена в цену. «Услуга пользуется спросом, но не настолько, как мы рассчитывали. Большинство посылок в Украине пересылается по постоплате. И отправители не хотят платить даже за упаковку», — комментирует Смелянский.

Но основные ожидания украинцев от национального почтового оператора связаны с модернизацией отделений и услуг: «На каждой конференции у меня спрашивают, когда мы начнем использовать дроны. Но важно не как доставлять, а с какой целью. Людям нужна доставка в удобное время. Дома они, в основном, с 6 до 9. Как делает Amazon в Нью-Йорке? Ставит почтоматы. Вы приходите домой, а посылка уже вас ждет. Через два года в США установят почтоматы с холодильниками — у них стремительно развивается доставка еды».

Смелянский отмечает, что перенимая зарубежный опыт, нужно обращать внимание на особенности работы в Украине. Из-за того, что в Украине 90% посылок — с постоплатой, почтомат должен принимать деньги. «У нас люди друг другу не доверяют, поэтому они хотят посмотреть посылку перед тем, как ее принять», — рассказывает гендиректор Укрпошты.

Рассуждая о конкуренции, Смелянский говорит, что нельзя сравнивать Укрпошту с частными службами курьерской доставки. «Они работают там, где хотят и по таким правилам, которые сами себе устанавливают. Укрпошта — член всемирного почтового союза. Если из отдаленной деревни отправили письмо в Австралию, мы обязаны его доставить».  

Еще одна проблема в том, у некоторых конкурентов сотрудники оформлены как частные предприниматели: «У них водитель каждого грузовика — отдельный ФОП. А мы платим 40% налог с каждой зарплаты».  Но Игорь Смелянский обещает, что будет заниматься исключительно модернизацией Укрпошты, а не созданием препятствий конкурентам: «Я не хочу, чтобы Укрпошты были какие-то преимущества. Я хочу, чтобы все играли по одинаковым правилам».