Среди тенденций в финансовом секторе - глобальная прозрачность и повышение финансовой грамотности общества

29 марта 2017

22 марта в МИМ-Киев состоялось заседание финансового клуба «Трансформация мировой банковской системы: вызовы и возможности». Делились мнениями по поводу данной темы представители Norvik Banka - Председатель правления банка Оливер Рональд Брамуелл, Первый вице-президент, руководитель блока «Международный бизнес» Дмитрий Калмыков, Старший вице-президент, руководитель блока Private Banking в Norvik Banka, выпускник МИМ-Киев Алексей Александров .

Начал встречу Оливер Брамуелл со спича о том, как работается банка в Латвии, в частности поделился и главными принципами в работе: «Общение с клиентами, открытый диалог и обсуждение практических кейсов с другими участниками рынка - это принцип работы Norvik Banka, то, авдякы почему мы можем развивать нашу сервисную и продуктовую модуль, а главное - сохранять «чувство клиента», то есть понимать, что именно ему необходимо и чем мы можем быть ему полезными ».
О тjнкощи обмена налоговой информацией в рамках CRS и новое понимание принципа «банковской тайны» рассказал Дмитрий Калмыков. Стандарт автоматического обмена информацией о финансовом счет (CRS) обязывает страны получать и давать информацию о налоговой резиденцию клиентов банков от финансовых институтов ежегодно. Поэтому спикер детализировал, какой именно информацией о клиентах будут обмениваться участники процесса обмена. Банки не являются участниками межгосударственного обмена информацией, поэтому эти запросы будут поступать не до них, а в соответствующие органы страны. Сейчас уже 91 страна работает по этим стандартом. Украина же по прогнозам начнет обмениваться налоговой информацией не ранее 2019 года. Однако фактически сегодня обмен между странами осуществляется и без присоединения к Стандарту, поэтому можно говорить о том, что понятие «банковской тайны» почти не осталось.

Дмитрий резюмировал, что в течение последних двух лет роль банков в финансовой сфере очень изменилась. Если раньше банки выполняли привычную функцию: кредиты, депозиты, переводы, то сейчас требования к банкам выросли и они фактически наделяются функцией надзорных органов. Это накладывает отпечаток на процессы в банках, и требует перестройки бизнес-процессов не только в банковских подразделениях, но и у клиентов. И здесь, конечно, происходит совместная работа по повышению финансовой грамотности как банка, так и клиента. «Теперь при открытии счета список фактических требований, которые мы обсуждаем с клиентами, настолько велик, что создается впечатление, что от классической банковской деятельности ничего не осталось. Мы 10% времени разговора с клиентами говорим о бизнесе, все остальное - обсуждаем вопросы, связанные с теми требованиями, которые, в том числе и регуляторы, выставляют в работе с банками ». Хотя банки и не имеют лицензии на налоговое консультирование и другую «небанковское» деятельность, это требует от сотрудника банка серьезных изменений в квалификации, освоение новых направлений. Отсюда увеличивается стоимость персонала, обслуживание и фактически повышаются требования к клиентам с правильного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь приводит к тому, что ландшафт бизнеса достаточно сильно меняется и банки пересматривают стратегию своего дальнейшего развития.

«Мир становится более прозрачным. И эта прозрачность должна охватить и тех, кто еще не работает в новой системе - и клиентов, и сотрудников банка. Следует понимать те действия, которые вы делаете, планировать свои активности на несколько шагов вперед, а главное - повышать финансовую грамотность общества. Поскольку в будущем ослабление таких требований не будет».

Алексей Александров говорил о возможности Private Banking и доверие общества к финансовым институтам. В частности, спикер отметил тенденцию доверия все большего количества клиентов цифровым технологиям банковской системы. 66, 6% клиентов в Европе готовы обращаться не к wealth-менеджера, а в автоматизированную систему, которая будет давать ответы на автоматическом уровне. С одной стороны, это ухудшает наше положение как специалистов банка, с другой - цифровые технологии несут еще и некоторую социальную роль. «Современный парадокс: технологичность и инновационность« выравнивают »рынок. Как правило, хорошие цифровые технологии просто «убирают» посредников с рынка. И тот сервис, который ранее был доступен избранным, становится доступным как можно большему количеству клиентов. Поэтому цена услуги выравнивается и есть возможность предложить свои услуги большему количеству клиентов », - отметил Александров.

В целом, в Европе уровень доверия к финансовым учреждениям, в том числе банков, составляет 53% - и это достаточно большая цифра. В Украине же этот показатель еще в 2011 году составлял лишь 1% граждан. И сейчас о повышении этого показателя трудно говорить. Однако спикер положительно оценил некоторые шаги Нацбанка Украины: «Я думаю, не за горами будущее, когда средньоризикови стратегии будут доступны для украинских эмитентов и украинским гражданам - не только с деньгами, которые за рубежом, но и с теми, что в Украине».