ToP-фасилитация как технология принятия решений в бизнесе

Что такое фасилитация и как применять эту практику в бизнесе, разбирались вместе с сертифицированными фасилитаторами в МИМ-Киев.

23 декабря 2016

О собственном опыте внедрения фасилитации в работу организации рассказал Ричард Фурсман - доктор наук в области организационного развития, основатель ICA Ukraine, соучредитель Global Synergy Group. Поскольку мистер Фурсман долгое время работал менеджером городов (в Украине - мэр) Мейплвуд, Андовер, Осео, в сферу его обязанностей, как и любого менеджера, входило создание определенной культуры в организации. «Со своего примера скажу, что вовлечение работников в жизнь организации значительно влияет на производительность и успех компании, а также способствует коммуникации сотрудников. В своей практике в США мы используем непосредственно метод ТоР, который чаще всего находит применение при стратегических сессий, а также для распознавания и решения проблем, которые существуют в организации. Даже при приеме на работу чиновников, я всегда приглашал на собеседование своих коллег: они могут заметить то, чего я не увидел».

Доказано, что у работников, которые вовлечены в деятельность и жизнь своей организации, производительность на индивидуальном уровне составляет более 200%, они не хотят покинуть страну или работу, а в сфере торговли увеличивается процент продаж. В конце концов, такие работники становятся просто лучшими гражданами.

«С помощью фасилитации можно изменить уровень ответственности - личности, команды, организации, общества».

Спикер также поделился результами первой конференции фасилитаторов, прошедшей в Украине в 2014 году. Тогда перед 300 участниками стоял один вопрос: какую Украину мы можем создать для людей, которые возвращаются с востока, за какую страну они воюют? Результат прошлогодней встречи - быстрое построение командного духа между людьми, выявление ценностей, на основе которых в дальнейшем группа принимала бы решение, консенсус в вопросах децентрализации, а также более активные граждане, которые занимаются будущим страны, и новые лидеры.


В чем отличие фасилитатора от коуча, медиатора, тренера информировала Ирина Фурсман - сертифицированный фасилитатор, основатель ICA Ukraine и соучредитель компании Minnesota Technology of Participation (MNToP). «Главная задача фасилитатора - помочь собрать все знания, которые существуют в группе, и привести к общему пониманию, решению, плану действий». Среди других методов ТоР-фасилитация отличается четким фокусированием на принятии решений, рефлексии и обучении. Главным инструментом в этом процессе является фасилитатор, который показывает, как вести себя в группе, уважать других людей и их мнение.


Примером внедрения метода ТоР-фасилитации в отечественной компании поделился Олег Шаповалов - менеджер отдела по оценке и обучению, руководитель института внутренних тренеров ДТЭК. «Откровенно говоря, мы думали, что этот метод не сработает, поскольку вертикаль большая, нужно принимать решения быстро, а данный метод требует более медленного темпа. Однако совсем скоро увидели, что когда разные люди разного уровня ответственности в компании должны принять единое решение, нужно привлечь сотрудников к работе, необходима энергия, драйв, нужно много идей, метод ТоР-фасилитации лучше решает эти задачи». Спикер рассказал также, как работает «Agile Learning» - проект компании, разработанный с применением фасилитации. Этот проект как можно лучше иллюстрирует, что ТоР-фасилитация позволяет членам команды не только прийти к общему решению, но и создать инновационный продукт.


Завершал воркшоп Алексей Светличный - сертифицированный фасилитатор по методу ToP (ICA), кандидат психологических наук, соавтор и совладелец интернет-проекта Salesman.ua, клуба специалистов в сфере продаж Salesman-Club. От него узнали, когда в компании/организации лучше применять методы фасилитации, а также провели совместную фасилитационную мини-сессию, где каждый стал участником этого процесса и смог через призму собственных действий понять, как работает данная методика. «Чтобы как можно быстрее обнаружить, какие проблемы существуют в коллективе, стоит задать единственный вопрос: если бы ваша компания была сказкой, то какой?».
Уверены, что после такого информативного и практического воркшопа у участников не осталось никаких вопросов по поводу того, что же такое ТоР-фасилитация, какие преимущества и возможности предоставляет этот метод для развития бизнеса, как фасилитационные методы помогают экономить ресурсы руководителя и способствуют активному участию коллектива во внедрении изменений и развитии организации.