Все будет DIGITAL

Дмитрий Чашник на Cobraining Day: почему цифровая трансформация вашего бизнеса неизбежна и с чего ее следует начинать

26 июля 2019

Цифровые изменения продолжают набирать обороты в мире. Технологии, которые раньше использовали только крупные компании, уже доступны малому и среднему бизнесу. Это означает, что шансы оправдать ожидания клиентов, которых глобальный мир приучил быстро и удобно получать услуги онлайн, теперь у всех одинаковые. Например, модель экономики совместного участия, которой руководствуются BlaBlaCar, OLX или Airbnb, увеличивает конкуренцию и даже вытесняет с рынка ведущие мировые компании.


Почему цифровизация неизбежна?
За последние годы вышло несколько сильных подтверждений преимуществ работы с цифровыми инновациями. По результатам исследования McKinsey, так называемые "переизобретенные традиционные игроки" (reinvented incumbents) по сравнению с их закостенелыми конкурентами имеют в 2.5 раза более активный рост выручки, лучшие показатели EBIT и ROI от цифровых инициатив. Залогом этого является гораздо более высокий размер инвестиций в цифровую трансформацию, готовность к самоканибализации (замене старой бизнес-модели новой) и интеграции цифровых бизнес-моделей.

BCG посмотрели, насколько цифровая трансформация влияет на конкурентоспособность. Оказалось - цифровые чемпионы лучше чувствуют себя в своем бизнесе. Особенно выделяются 3 зоны: 78% лучше запускают новые продукты или услуги или выращивают стартапы; 62% быстрее выходят на рынок, в том числе через цифровой маркетинг и персонализацию; 60% эффективнее управляют затратами из-за удешевления технологических экспериментов.

Еще в 2016 году команда Match-Maker Ventures опросила сотни корпораций в Европе. 79% опрошенных признались, что уже работали со стартапами в той или иной форме. В среднем такие корпорации использовали 2 разных формата взаимодействия, а самыми популярными целями назвали разработку новых продуктов или выход на новые рынки (30%) и финансовые выгоды (21%).

Украинский бизнес еще не очень чувствует влияние глобального цифровизации, но ему следует об этом задуматься. Завтра может быть поздно. С чего начать?


Что нужно знать о цифровизации бизнеса?
В Бизнес-школе МИМ в рамках формата Cobraining Day состоялась встреча с совладельцем e-commerce бизнеса, владельцем компании по разработке аналитических систем для бизнеса Cobit-Solutions, специалистом в области IT c 16-летним стажем, в прошлом IT-директором крупнейшей медиагруппы Starlight Media Дмитрием Чашкиным. Во время встречи говорили о цифровой трансформации простыми словами: зачем, кто ответственен за это в компании, из какаих блоков она состоит, и как разрозненные технологии объединяются в целостную картину. Обсуждали примеры того, что именно изменится в работе компании: бизнес-модели, клиентский опыт, работа персонала, анализ данных; о перечне практических приемов по блокам: сегментация ЦА, лидген, автоворонки, чат боты, Agile, work anywhere, коммуникация персонала.

По словам Дмитрия, цифровая трансформация неизбежна прежде всего потому, что в ближайшее время основная масса потребителей будет состоять из представителей поколения Y и Z, а они привыкли к WOW-сервису и стандарту обслуживания 24/7. «Они становятся клиентами, начинают голосовать деньгами. Они хотят свой уникальный клиентской опыт, хотят, чтобы все было на соответствующей скорости », - объясняет Чашник.

Начинать цифровую трансформацию нужно с вопроса "зачем?". Хотя ответ кажется очевидным, многие отечественные компании проводят изменения больше для PR, чем для повышения качества предоставления услуг. Такая псевдотрансформация означает перекладывание руководством компании ведущей роли на подразделения маркетинга.

На подготовительном этапе перехода к цифровой трансформации компании необходимо проанализировать внешнюю среду для понимания имеющихся технологий, регуляторных ограничений в области и потенциальных цифровых партнеров. Проблемные зоны и зоны роста компании, где цифровые инструменты могут быть наиболее полезными, обнаружит внутренний аудит. Кроме того, необходимо оценить ИТ-инфраструктуру, инвестиционные возможности и компетенции.

План и стратегия действий - следующий шаг к успешной цифровизации. Последняя обычно разрабатывается в рамках общей стратегии компании и видения ее развития.

Бывает, что цифровая трансформация приводит к изменению бизнес-модели и, соответственно, корректировке стратегии развития компании в целом. Например, перевод банком сервисов в онлайн (Монобанк) или создание принципиально нового канала продаж услуги (UBER, AirBnB и т.д.).

Диджитализированные сотрудники.
Кроме того, в компании придется перестраивать корпоративную культуру, менять подход к кадровой политике. Нужны будут люди с новыми навыками, которіе помогут компании внедрить новые цифровые инструменты и решения. Для этого HR-специалист должен разбираться в гибких методах разработки и уметь балансировать такие методы с общей иерархической структурой компании.

«Важная особенность поколения Z - они не хотят делать скучную работу. Деньги их не всегда мотивируют. Люди больше не хотят работать с 9 до 18:00 в офисе, хотят работать где угодно, откуда угодно, хотят быть причастными к значительному. По этим причинам меняются все коммуникации в компании - люди общаются видеоконференциями», - рассказывает Чашник.

Изменение привычек и поведения клиентов и работников - сложный и длительный процесс, но, как писал классик бизнес-литературы Питер Друкер, «культура ест стратегию на завтрак». Ваша компания добьется успеха в случае начала формирования цифровой культуры уже сейчас, это очевидно - пути назад нет.